Чем удивляет Mobile World Congress 2015

По традиции, на рубеже зимы и весны в Барселоне проходит знаковое мероприятие для глобальной индустрии телекоммуникаций – Mobile World Congress (MWC). В этом году оно будет проходить в течение четырех дней, начиная со 2 марта.

Как и следовало предполагать, MWC 2015 отметился громкими анонсами флагманских смартфонов ведущих азиатских разработчиков. Samsung представила Galaxy S6 и его версию с изогнутым с двух сторон дисплеем Galaxy S6 Edge. По названию, характеристикам и внешнему виду стало понятно, что это – ответ представленному осенью iPhone 6.

Компания НТС успела отметиться «самым красивым в мире разочарованием», по мнению The Verge. Причиной такой оценки стало посредственное качество снимков 20-мегапиксельной камеры флагмана One M9, который представляет собой еще один «клон» iPhone 6.

Помимо множества новинок из мира гаджетов и аксессуаров, ведущие производители оборудования и поставщики сервисов представят свое видение дальнейшего развития всей экосистемы. Мероприятие станет площадкой для обсуждения технологий следующего поколения высокоскоростной передачи данных и программно-аппаратного обеспечения для операторов связи.

Forbes выделил пять наиболее знаковых трендов, которые занимают умы участников MWC 2015 и будут формировать повестку индустрии мобильных коммуникаций в обозримой перспективе.

Компания JUICE Mobile еще в конце прошлого года выделила в отдельный бизнес подразделение Freckle IoT (Internet Of Things, с англ. – «интернет вещей»). В то время как материнская структура специализируется на мобильной рекламе в самом широком смысле этого слова, дочерняя сосредоточится на так называемых шопинг-, или beacon-маяках. Они представляют собой один из множества примеров реализации концепции IoT: покупатели в магазинах смогут получать непосредственно на свои мобильные устройства информацию о скидках и акциях и при желании тут же расплачиваться за товар без необходимости посещения кассовых точек.

Генеральный директор JUICE Mobile Нейл Суини на MWC 2015 привел аналогию с миром автомобилей. По его мнению, мощность двигателя больше не является основным драйвером при покупке транспортного средства – теперь покупателей проще заинтересовать высокотехнологичными решениями. В этой связи в индустрии телекоммуникаций на первый план выходят не сами гаджеты, а принципиально новые варианты их использования. IoT дает огромное пространство для творчества, начиная с фитнес-браслетов или подключенных к интернету автомобилей и заканчивая концепцией «умного дома».

Рынок облачных технологий по темпам роста обгоняет IT, по различным оценкам, на 10-20%. Не будет преувеличением сказать, что разнообразные сервисы для массовой аудитории в публичных облаках и для корпоративного сегмента в частных играют первую скрипку на выставке этого года. В настоящий момент перед операторами стоят два непростых вызова: перейти от модели перепродаж сервисов сторонних поставщиков к собственным решениям с добавленной стоимостью и предложить гибридные решения, сочетающие публичные и частные облака.

По аналогии с IoT вариантов применения облачных технологий в телекоммуникациях великое множество. Например, японская Anritsu Corporation представила систему контроля в реальном времени местонахождения и параметров работы автомобилей компаний. Растущий парк носимых устройств, в свою очередь, диктует спрос на облачные технологии: это синхронизация всевозможных записей, данных мониторинга физического состояния пользователей и проч.

Накануне MWC 2015 произошло, как принято считать, знаковое для всей индустрии событие: Федеральная комиссия по связи США (FCC) утвердила правила сетевого нейтралитета, которые запрещают операторам избирательно подходить к качеству доступа к различным сервисам и взимать за это дополнительную плату. На практике это означает, что стремительно растущее количество интернет-сервисов будет все настойчивее конкурировать с услугами операторов. В частности, это касается популярных сервисов IP-телефонии.

Для принятия подобного рода политического решения есть и вполне конкретные технологические предпосылки. Ключевые поставщики инфраструктурных решений делают ставку на программно-конфигурируемые сети SDN (Software-Defined Networking) и технологии виртуализации сетевых функций NFV (Network Functions Virtualization). Говоря простым языком, они позволяют операторам абстрагироваться от аппаратной части и перестраивать сети на программном уровне в зависимости от текущих потребностей. Это выгодно с экономической точки зрения и жизненно необходимо в свете конвергенции сетей и появления принципиально новых IP-сервисов вроде OTT (Over-The-Top).

В то время как в Украине крупнейшие операторы связи с участием производителей оборудования только приступают к пилотному тестированию сетей на основе 3G, на MWC 2015 компания Ericsson демонстрирует технологии связи пятого поколения. Они носят название 5G-LTE Dual Connectivity и 5G Multipoint Connectivity. Первая позволяет абонентам перемещаться между 4G- и 5G-сетями без потери соединения, вторая – подключаться одновременно к двум базовым станциям для увеличения скорости передачи данных.

В случае решения Ericsson речь идет о скоростях до 5 Гбит/с, а Samsung Electronics и SK Telecom рассчитывают поднять планку до 7,55 Гбит/с. Так или иначе эти показатели на один или два порядка лучше, чем у существующих сетей LTE. Кроме того, 5G предполагает 5-кратное сокращение задержек при передаче данных, увеличение в 10-100 раз количества подключенных устройств и тысячекратный рост объемов данных. Еще одно важное преимущество для конечных пользователей – 10-кратное увеличение времени жизни батареи в гаджетах при работе в сети.